В Библии мы встречаемся с разными животными. Практически все они нам известны…
Эти Божии создания живут своей жизнью, прославляют Творца и совсем не пугают человека.
Но есть одно живое существо, которое вызывает у жителя библейских времен страх. Оно названо таинственным именем Левиафан
Что это за зверь, бороздящий моря и реки, несокрушимый и огромный?
Древний динозавр (были предположения, что, раз это чудовище живет в воде, можно говорить о том, что это водоплавающий динозавр – например, плезиозавр).
А может быть, это какое-то из известных науке существ?.. Читатели Библии спрашивают об этом очень часто.
Об этом – наша небольшая статья.
…Несмотря на то, что древние художники изображали как Левиафана некое чудовище, есть все основания думать, что Библия, говоря об этом легендарном животном, имеет в виду…крокодила.
Само древнееврейское слово ливьятан (отсюда наше левиафан) точно переводится как свернувшийся. Оно или оставлялось без перевода (отсюда некий таинственный Левиафан в нашей Библии), либо переводилось древнееврейским танин – змей, дракон.
В Палестине крокодилы не водятся. Но некогда евреи жили в Египте, где встречались с нильским чудовищем – крокодилом, достигавшим 7 метров в длину. Существом быстрым, сильным и страшно опасным.
Кроме этих личных встреч, существовали рассказы, которые передавались из уст в уста, обрастали подробностями.
Особенно выразительное описание Левиафана, сопровожденное сказочными чертами, мы находим в книге Иова.
Мы помним, что Иов – это страдающий безвинно праведник.
Показывая, что человек не может понять замыслы Божии, Господь говорит, что человек не может понять даже то, что находится рядом, даже природные явления, даже природный мир.
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его ,вденешь ли кольцо в ноздри его?
проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?..
Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?…
Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?
Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их.
Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются.
От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.
На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.
Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево.
Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.
Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь;
оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов, гл. 40-41).
Как легко увидеть, здесь сплетены воедино реальные данные и мифологические, легендарные черты.
Левиафан предстает животным, с которым не может сразиться никто из живущих на земле. Как говорит пророк Иезекииль, Левиафан, «лежа среди рек своих», говорит: «”моя река, и я создал ее для себя”» (Иез. 29, 3).
Но, каким бы великим и несокрушимым это животное ни было, оно подвластно Богу.
Оно – Его творение. В 103-м псалме рассказывается, как плещет море свои воды: «…Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс. 103, 25-26).
Выражение «играть в нем» показывает, что Бог играет с этим морским чудовищем, как с рыбкой.
Для человека – Левиафан ужасен, но для Бога, великого Творца, это просто одно из Его созданий.
Размышляя о тайне мироздания, древний человек, наделив Левиафана сказочными чертами, идет еще дальше. Левиафан становится символом противящихся Богу злых сил.
В реальности, это животное не может, да и никогда не будет противиться Богу, как уже было сказано, это – одно из творений Божиих. Но, в силу своей ужасности и таинственности, Левиафан наделяется сатанинскими чертами.
Он, как говорит древний автор, – предводитель мятежа против Бога, начальник темных бесовских сил.
Все море – пугает. Вся водная стихия своей зыбкостью, таинственностью ужасает. Особенно страшен Левиафан – царь водной пучины
Если для нас сегодня сатана – это один из духов, невидимо пребывающий рядом с нами и враждующий против Божьих замыслов, против человека, то для библейского автора – сатана действует не непосредственно, но через Левиафана.
Изображая конец света, древний автор говорит, что Бог убьет Левиафана и в его лице покончит с сатаною:
«В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис. 27, 1).
«Я вложу крюк в челюсти твои и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих, и вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою рек твоих, прилипшею к чешуе твоей; и брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих, ты упадешь на открытое поле, не уберут и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным» (Иез 29, 4-5).
Конечно, понимать буквально эти слова нельзя, как нельзя буквально воспринимать и утверждение книги Апокалипсис, что Бог уничтожит все море (Апок. 21, 1).
Это лишь способ выразить идею об окончательном уничтожении зла и о торжестве добра.
Не будем забывать, что Библия – это и документ своего времени, в котором о вещах духовных говорилось простым и понятным понятным современникам языком.
Вот кто такой этот мифический, пугающий читателя таинственный зверь из пучины, библейский Левиафан.
Фотографий левиафана я вам не предоставлю. Но зато, благо мы говорим о животных, подарю вам несколько фотографий, сделанных мною в зоопарке.
Вот и вчера гуляли с дочерью 2 часа по зоопарку и знакомились со зверюшками. Иногда, если фотоаппарат при себе, можно сделать фотографию на память.
Для меня это особенно важно, потому что наша Иустина любит рассматривать фотографии животных. Собственно, для нее я и сделал большую подборку фотографий животных, с которыми она знакома по посещению зоопарка. ИСТОЧНИК: (просторы -интернета)