Универсальным символом Бога и Святого духа стал голубь.

Универсальным символом Бога и Святого духа стал голубь. На протяжении долгого времени он являлся символом мира и божественного прощения; в раннем христианстве он был символом того, что ни один человек не способен произнести. В Евангелии от Марка (1:10) и Евангелии от Матвея (3:16) Святой дух “сходил, как голубь” во время крещения Христа; cool В этом случае изображали или голубя с маленьким колечком (веночком) в клюве, или двух голубей, обращенных друг к другу и держащих в своих клювах одно ожерелье. Подобные изображения были распространены и среди народов Среднего Востока — персов, бактрийцев и др. В средние века, когда Восток практически оказался закрыт для европейцев, а идеологически христианство и ислам образовали два замкнутых мира, не допускавших никакого влияния друг на друга, эмблематическое значение голубя для Европы (как католической, так и православной)

Божий гнев утих

ограничивалось чисто религиозным содержанием — “святой дух”, и фактически голубь как эмблема постепенно исчез, превратившись лишь в словесный образ “святого духа”. На Востоке же голубь продолжал существовать как языческая эмблема плотской любви и в этом смысле также стал подвергаться гонению со стороны ислама и постепенно забываться

Белая голубка мира кисти П. Пикассо с оливковой ветвью в клюве.

Лишь ослабление религиозного влияния в Европе, особенно после буржуазных революций 1789, 1830 и 1848 годов, привело к возрождению античной традиции рассматривать голубя как эмблему брака (особенно популярную в среде мелкой буржуазии — целующиеся голубки), а в начале XX века, после серии войн (испано-американской, японо-китайской, англо-бурской, русско-японской), и как эмблему мира (с оливковой ветвью в клюве). После первой мировой войны эта эмблема стала отождествляться с понятием “Версальский мир”, то есть мир империалистический, несправедливый, и потому употреблялась иронически в карикатурах в прогрессивной европейской прессе, прежде всего в рабочей, коммунистической, как пошлая эмблема буржуазного пацифизма. В период между двумя мировыми войнами в целях борьбы с эпидемиями и распространением различных болезней во многих странах, особенно в Восточной Европе, началась планомерная борьба с такими переносчиками заразы, как крысы, мыши, комары, клопы и голуби

В крупных городах — центрах многовековой культуры борьба с распространением голубей велась еще и в целях сохранения от порчи памятников архитектуры, и для поддержания нормального санитарного порядка. Борьба эта велась и в Советском Союзе, причем весьма успешно, так что к середине 30-х годов города абсолютно были очищены от голубей-сизарей.(зато сейчас машин больше на улицах даже чем сизарей:прим автора) Одновременно велось регистрированное почтовое голубеводство в кружках Осоавиахима, которое полностью контролировалось в санитарном отношении.

Таким образом, голубь был лишен своего символического значения во всех смыслах, а как эмблема вообще был совершенно забыт, в том числе и русской церковью.

Надо сказать, что церковники в прошлом испытывали определенные неудобства из-за невозможности примирить такие противоречивые понятия, как то, что голубь служит для церкви эмблемой святого духа, и то, что голубь практически является одной из самых грязных птиц, как в этом легко может убедиться каждый. Уже в ранних комментариях к Библии встречается поэтому разъяснение святого Иеронима, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а “горлицу”, птицу чистую, не обитающую в нижних местах, а всегда гнездящуюся на вершине самых высоких деревьев. Один из видных богословов — Тертуллиан уже в начале III века пытался включить в христианскую символику элементы языческой, заявив, что голубь с оливковой ветвью появился первым после потопа над Ноевым ковчегом, возвещая наступление мира.

Если санитарная пропаганда 20—40 годов XX в. привела к физическому уничтожению голубей, то антирелигиозная пропаганда этого же периода лишила голубя религиозного ореола, ликвидировала всякую связь этой эмблемы с понятиями идеала и чистоты. Новые поколения, выросшие после второй мировой войны, вообще не только не знали этой эмблемы, но и не подозревали, что вокруг нее велась идеологическая борьба и что ее значение крайне разнообразно у разных народов и в разных частях света. 

После второй мировой войны в связи с обеспокоенностью прогрессивных сил растущей напряженностью в Европе и созданием блока НАТО (март 1949 г.)было решено созвать Всемирный конгресс мира в апреле 1949 года в Париже.

 Его устроители обратились к всемирно известному художнику-антифашисту Пабло Пикассо с просьбой создать плакат-извещение об открытии конгресса и, если возможно, нарисовать запоминающуюся эмблему всего движения сторонников мира. Так появился знаменитый “Голубь мира” Пикассо — белый махровый почтовый голубь, постепенно завоевавший признание во всем мире. В том, что Пикассо решил изобразить в виде эмблемы мира именно голубя, нет ничего удивительного, если учесть, что Пикассо, родившийся в Малаге, на самом католически непримиримом юге Испании, учился затем в Барселоне и Мадриде, а всю свою жизнь прожил во Франции, и потому символика “христианнейших” стран Европы была для него естественной, обычной.

Кроме того, накануне созыва Первого конгресса сторонников мира Пикассо был во Вроцлаве (Польша), на Всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира в 1948 году, где, собственно, и было положено начало движению сторонников мира. В Польше Пикассо смог убедиться в огромном влиянии католической церкви как в самой Польше, так и в Венгрии, особенно в то время, то есть задолго до разоблачения кардинала Миндсенти, и отсюда сделать вывод, что христианская символикипонятна массам и в Восточной Европе. Если учесть еще два обстоятельства: во-первых, страны Латинской Америки, составляя огромное большинство в Западном полушарии, были тесно связаны с. католической культурой и ее символикой

и, во-вторых, презрительное и пренебрежительное отношение к голубям у североамериканцев, у янки, для которых образ голубя всегда был синонимом “слабака”*,— то можно легко понять, почему Пикассо почти инстинктивно прибег именно к этому образу, решил сделать голубя эмблемой Всемирного движения сторонников мира, имея в виду в первую очередь придать особую широту и популярность этому движению и далеко не в последнюю очередь задеть этой эмблемой американский империализм, противопоставить ее американским ястребам. Вместе с тем, как коммунист и человек, впитавший в себя классическую западную культуру, Пикассо постарался сделать так, чтобы его голубь — “голубь мира” все же отличался от христианского голубя — “святого духа”.Сделать это наглядно и четко можно было только геральдическими средствами, а именно путем коренного изменения поворота эмблемы. Голубь Пикассо повернут в геральдически левую сторону, во-первых, в отличие от обычного его поворота вправо, а во-вторых, с намеком на принадлежность этой эмблемы левым силам, силам прогресса. К сожалению, на это различие не всегда обращают внимание у нас и в некоторых восточных странах, где голубя мира зачастую изображают и с поворотом в геральдически правую сторону, что искажает смысл Эмблемы, созданной Пикассо. В то же время западноевропейские организации мира, где хорошо понимают и сознают особое эмблематическое значение голубя мира как современной, прогрессивной эмблемы, всегда подчеркивают, что этой эмблемой Помимо того что эмблема голубя используется ныне различными движениями, выступающими за мир, причем каждая страна или организация наделяет эту эмблему своими особыми атрибутами (например, голубь в кроссовках!), в настоящее время голубь с оливковой ветвью в клюве, то есть в своем традиционном значении эмблемы мира, а точнее — вестника мира, входит также в число государственных эмблем таких является не вообще “голубь”, а “голубь Пикассо”, и изображают его с поворотом в левую геральдическую сторону.

Помимо того что эмблема голубя используется ныне различными движениями, выступающими за мир, причем каждая страна или организация наделяет эту эмблему своими особыми атрибутами (например, голубь в кроссовках!), в настоящее время голубь с оливковой ветвью в клюве, то есть в своем традиционном значении эмблемы мира, а точнее — вестника мира, входит также в число государственных эмблем таких государств, как Гвинея, Фиджи, Тонга и Кипр   

Кипр

причем у Кипра это единственная (основная, главная) государственная гербовая эмблема. При этом нельзя не подчеркнуть, что даже у этой страны, где христианские традиции и идеология чрезвычайно сильны и где главой государства в момент получения ею независимости и создания своего герба было духовное лицо — архиепископ Макариос,— голубь, в несомненное  уважение  к международному движению за мир, изображен поворотом влево, то есть в его современной форме. Наоборот, в гербах Фиджи

Фиджи

и Тонга голубь повернут вправо, а у Мали и Руанды не только повернут вправо, но и изображен негеральдически (не в профиль) и без оливковой ветви, что свидетельствует о том, что два последних государства считают себя свободными от обязанности следовать каноническому (христианскому, по их мнению) исполнению этой эмблемы, учитывая то, что в Мали 60% населения исповедует ислам, а католиков лишь 1%, а в Руанде почти 80% населения придерживается местных негритянских культов и лишь чуть более пятой части — христиане. Таким образом, гербовые эмблемы, если их внимательно рассматривать и правильно “читать”, могут давать основание для весьма разнообразной и точной информации о стране. источник:(просторы-интернета)